Старинный компассДля работ путешественника и исследователя практическое значение имеет градусная шкала компаса, так как на лимбе всякого компаса нанесены деления в градусах, необходимые для определения на местности углов. По ней отсчитываются на местности углы от 0° до 360°, заключенные между направлением на начальную точку отсчета — репер (0° и 360°) и на любой местный предмет или ориентир. Эти углы принято называть азимутами. Так как деления на лимбе компаса возрастают от 0° до 360° по движению часовой стрелки, нетрудно догадаться, что все местные предметы, находящиеся в северо-восточной четверти, будут иметь углы от 0° до 90°, в юго-восточной — Азимут и его определение на карте с помощью транспортира 9 от 90° до 180°, в юго-западной — от 180° до 270° и в северозападной — от 270° до 360°.

Таким образом, двигаясь, например, строго на восток, мы будем идти по азимуту 90°. Умение определять азимуты (углы) на местные предметы и двигаться на местности по определенному азимуту так же важно для путешественника, как и умение ориентироваться. Для того чтобы определить угол (азимут) на какой-нибудь предмет, северный конец стрелки компаса подводят под нулевое деление на лимбе компаса (то есть ориентируют компас). Затем, не сбивая ориентировки, поднимают компас до уровня глаз и с помощью прорези и мушки компаса (директрисы) визируют на местный предмет, угол которого определяется. Определение азимута с помощью таких компасов является приблизительным, так как ошибка в градусах достаточна велика. Такая ошибка только на 1° при движении на 10 км дает отклонение около 200 м!

Определение азимута на местные предметы с помощью компаса, имеющего прорезь и мушку Определение азимута на компасе, предназначенном для спортивного ориентирования, несколько иное и значительно точнее. На местный предмет, куда хотят взять азимут, направляют длинную сторону компаса, затем, вращая лимб, совмещают обозначение севера с северным, намагниченным концом стрелки и считывают отсчет в градусах с лимба по центральной красной линии, параллельной длинной стороне компаса.

ДВИЖЕНИЕ ПО АЗИМУТУ

Для того чтобы двигаться по азимуту, сначала определяют направление движения по карте или схеме (то есть «снимают азимут с карты»). Для этого на карте, схеме или маршрутной ленте определяют точку своего стояния и точку, куда требуется перейти, предварительно сориентировав карту по направлению север — юг.

Первый способ применяется, когда препятствие просматривается до конца. По направлению движения замечают на противоположной стороне препятствия какой-либо ориентир. Затем обходят препятствие, находят замеченный ориентир и от него продолжают движение в прежнем направлении; ширину препятствия оценивают на глаз и добавляют ее к расстоянию, пройденному до препятствия. При наличии на пути препятствия, через которое нет видимости (например, непроходимое болото, скалы и т. п.), его обходят по направлениям, образующим прямоугольник или параллелограмм, азимуты и длины сторон которого определяют на местности. От точки А идут вдоль препятствия по выбранному направлению (в приведенном примере по азимуту 280°. Пройдя до конца препятствия (до точки В) и замерив расстояние в парах шагов (в примере это 200 пар шагов), продолжают движение по заданному азимуту (в примере по азимуту 45°). У точки С, обойдя препятствие, замеряют пройденное расстояние, то есть длину стороны ВС. От точки С выходят на маршрут по обратному азимуту стороны АВ (в примере по азимуту 100°), обратный азимут равен прямому плюс-минус 180°. Отмерив в этом направлении 200 пар шагов (расстояние, равное стороне АВ), выходят на основной маршрут в точке D. Здесь длину по линии ВС прибавляют к расстоянию, пройденному от точки 2 до точки А, и продолжают движение по маршруту. Однако движение по азимуту далеко не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Убедившись в том, что необходимый азимут совпадает с выбранным ориентиром, можно начинать движение, не упуская, однако, из виду выбранный ориентир. Дойдя до него, проверяют правильность движения обратным визированием на предыдущую точку стояния, и если выбранное направление совпадает, то намечают следующий ориентир под тем же азимутом и продолжают движение. Но такой способ применим только на достаточно открытой местности, где можно выбрать четко видимый ориентир, который невозможно спутать с другим, ему подобным. Значительно труднее двигаться по азимуту в кустарнике или густом лесу, где все ориентиры однообразны и отличить их друг от друга достаточно сложно. Кроме того, поле видимости впереди сильно ограничено несколькими метрами. При движении в таких условиях обычно применяют достаточно простой и испытанный способ, который позволяет относительно быстро передвигаться по заданному маршруту. Один из членов группы идет впереди и служит как бы живым ориентиром, так как следующий за ним на некотором расстоянии, но в пределах видимости, человек с компасом постоянно направляет его движение, командуя: иди прямо, чуть левее, чуть правее и т. д. Конечно, такой способ менее точен, чем движение по неподвижным ориентирам, но все же вполне оправдывает себя. При необходимости обойти препятствие применяются два способа его обхода по заданному азимуту. на таком-то километре от города»), по расспросам местных жителей, по дорожным указателям с надписями и т. п. Но иногда в пути приходится двигаться по таким дорогам и тропам, где нет километровых столбов, где встречные прохожие попадаются редко и расспросить о дороге не у кого. В этих случаях определение точки своего стояния производят по карте (схеме или маршрутной ленте).

Для того чтобы определить свое местоположение по карте, надо прежде всего верхнюю ее (северную) совместить с направлением на север (ориентировать карту). Ориентируют карту по компасу. Показывающую на север стрелку компаса совмещают с восточным или западным обрезом карты или с меридиональной линией на карте. После того как карта ориентирована, внимательно сличают открывающуюся впереди местность с ее изображением на карте, находят на местности (справа, слева, впереди) хорошо видимые ориентиры. По карте ищут их изображения и, сопоставляя карту с местностью, находят приближенно точку своего стояния. При движении по лесной дороге для ориентирования и определения точек стояния большое значение имеют перекрестки дорог, просеки, мосты через лесные речки, ручьи или канавы, изображенные на карте. С помощью этих ориентиров всегда можно приближенно найти точку своего стояния или, как говорят топографы, сделать привязку, привязаться к местности. Известно, что средняя скорость движения по лесу составляет 2,5-3 кмч, и но определив направление по компасу (точно сняв направление с карты или схемы) и двигаясь по неподвижным ориентирам, не всегда можно выйти прямо к намеченному пункту.


1 звезда2 звезд3 звезд4 звезд5 звезд
(Еще не оценили)
25 апреля 2012