В этой статье вы познакомитесь с различной техникой вязания, мы предложим вам образцы модных кофточек, ажур­ного платья, шали и других изделий, выполненных крючком.
Вязание крючком привлека­ет быстротой выполнения и возможностью создавать не только плотные, рельефные узоры для теплых зимних ве­щей, но и тонкие, ажурные, напоминающие кружевное полотно.
Существует много способов и видов вязания: коротким и длинным крючком, с помощью «вилки» или шпильки. Узоры, связанные крючком, могут имитировать узоры, выпол­ненные с помощью коклюшек, напоминать строчевую вы­шивку и так далее.

Усвоив основные приемы вязания крючком, рукодель­ница путем различных комби­наций их сможет создать большое количество ориги­нальных узоров. Узоры вяза­ния можно изображать с по­мощью условных обозначе­ний. Умение «читать» их помо­жет вязальщицам свободно и легко пользоваться схемами, которые встречаются в печа­ти, а также зарисовывать узо­ры, придуманные самосто­ятельно.

Нитки и крючки для вязания

Фактура полотна, связанно­го крючком, отличается свое­образным переплетением ни­ток, плотностью и способно­стью мало растягиваться.

Эти свойства позволяют приме­нять для вязания не только шерстяные, но и хлопчатобу­мажные нитки.
Кружева, прошвы, воротни­ки можно вязать из белых или цветных ниток: катушечных (№№ 30—10), «ромашка», ирис, мулине (в 3—4 нитки): летние ажурные кофточ­ки—из бумажного гаруса, ириса, «ромашки»; теплые зимние вещи—из шерстяной и полушерстяной пряжи, виго­невых ниток. Для вязания ша­почек, кофточек, юбок можно соединять нитки, разные по цвету и качеству. Вещь будет оригинальной расцветки.

Нитки можно найти, распу­стив старое вязаное изделие. Их связывают в одну нить двойным узлом, наматывают на спинку стула. Моток слабо перевязывают в двух-трех ме­стах и стирают в пене из детского мыла, прополаскива­ют, сушат: для этого в мокрый моток продевают капроновый чулок или кусок марлевого бинта и завязывают его концы на веревке. Чтобы нитки не курчавились, к нижнему краю мотка привязывают груз. Сма­тывая шерстяные нитки в клу­бок, подкладывают под нитки два пальца левой руки (указа­тельный и средний), после 10—12 витков пальцы высво­бождают, поворачивают клу­бок и делают новые витки, как бы приматывая пальцы к клубку. Клубок будет мягким, нитки—пушистыми.

Крючки бывают металличе­ские, костяные, пластмассо­вые, деревянные разной тол­щины (от 1 до 8 мм). Номер крючка определяют по диаметру крючка немного выше «бородки». Выбирая крючок, надо обратить внимание, хо­рошо ли он отшлифован, не велика ли «бородка». Острая, с глубоким вырезом «бород­ка» будет цепляться за нитки, плохо протаскивать-петли при вязании, может ранить палец. Крючок диаметром 3—6 мм употребляют для вязания из толстой шерстяной или синте­тической пряжи. Для ириса, гаруса, «ромашки» берут бо­лее тонкий крючок (1,5—2,5 мм в диаметре). Если для тон­ких ниток взять толстый крю­чок, вязание будет ажурное, с большими просветами. Плот­ное вязание можно получить, если взять толстые нитки и тонкий крючок. Если толщина крючка почти едва раза боль­ше толщины нитки, крючок подобран правильно.

Прежде чем приступить к вязанию изделия, необходимо выполнить небольшой обра­зец и таким образом прове­рить соответствие толщины нитки и крючка.

Основные приемы вязания крючком

Узоры вязания состоят из разных сочетаний петель и столбиков. Основные виды петель и столбиков называют­ся: воздушная петля, полу­столбик, столбик без накида, столбик без накида с воздуш­ной петлей, полустолбик с на-кидом, столбик с накидом, столбик с накидом и воздуш­ной петлей, столбик с двумя, тремя и более накидами.

Цепочка из воздушных пе­тель

Прежде чем вязать це­почку, необходимо научить­ся правильно держать нитку и крючок и выполнять первую петлю. Конец нитки от клубка перекладывают через указа­тельный палец левой руки к себе и прижимают его боль­шим пальцем. Нитка к клубку проходит между ладонью и остальными пальцами левой руки. Ее натяжение регулиру­ют средним и безымянным пальцами. Крючок держат между большим и указатель­ным пальцами правой руки, так же, как карандаш или ручку.

Указательный палец несколько вытянут вперед и лежит на крючке. Крючок по­ворачивают «бородкой» вле­во и движением от себя вво­дят его под нитку с левой стороны. Оттянув нитку вверх от указательного пальца ле­вой руки, крючок с ниткой поворачивают вокруг нитки на 360° в сторону, противоположную движению часовой стрел­ки.

Большим пальцем ле­вой руки нитку прижимают к указательному в том месте, где она перекрутилась. Снова вводят крючок под нитку, иду­щую от клубка с левой сторо­ны и, поддев ее «бородкой» крючка, протаскивают через петлю, находящуюся на крюч­ке. Большой палец отнимают, придерживают кончик нитки и затягивают узелок. На крюч­ке—первая петля. Поддев нитку снизу слева, протаски­вают ее через петлю, находя­щуюся на крючке. Это будет вторая петля. Таким образом можно выполнить ряд петель, которые образуют цепочку.

Петли цепочки называют воз­душными, а нитку, идущую от клубка,—рабочей. Все стол­бики и полустолбики выполня­ют на петлях цепочки, начи­ная вывязывать первый из них на третьей, четвертой или пя­той петле цепочки в зависимо­сти от высоты столбиков, ко­торые необходимо выполнить. Последние петли цепочки оставляют непровязанными для того, чтобы не стягивался первый столбик вязания. Для того, чтобы все образцы ос­новных приемов вязания были одинаковой длины, увеличи­вают длину цепочки для высо­ких столбиков.

Свяжите для первого образ­ца цепочки 18 петель, для второго, третьего и четверто­го образцов—по 21 петле, то есть на 3 петли больше, для пятого образца (столбики с накидом)—на 4 петли боль­ше, для шестого—на 5 петель больше и так далее.

Полустолбик

Связав це­почку, крючок вводят в третью петлю, считая от пет­ли, находящейся на крючке, и, поддев рабочую нитку (сде­лав накид на крючок), прота­скивают ее через две петли: петлю цепочки и петлю, кото­рая находится на крючке.

Так получают полустолбик. Далее вводят крючок после­довательно в каждую следу­ющую петлю цепочки и прота­скивают рабочую нитку через петлю цепочки и петлю, нахо­дящуюся на крючке.

Столбик без накида

Крючок вводят в третью пет­лю цепочки, накидывают на него рабочую нитку и прота­скивают ее через петлю це­почки. Снова накидывают ра­бочую нитку на крючок и про­таскивают ее через обе петли, находящиеся на крючке. Вто­рой столбик выполняют на следующей петле цепочки.

Столбик без накида с одной воздушной петлей

Вы­вязав цепочку, крючок вводят в третью петлю, считая от крючка, накидывают на него рабочую нитку и протаскива­ют ее через петлю цепочки. Снова накидывают рабочую нитку и протаскивают ее че­рез одну (первую), только что образовавшуюся петлю на крючке. Еще раз накинув на крючок рабочую нитку, прота­скивают ее через обе петли, находящиеся на крючке.

Второй столбик делают на следующей петле цепочки.

Полустолбик с накидом

Вывязав последнюю петлю цепочки, накидывают рабо­чую нитку и. оставляют ее на крючке (накид). Затем вводят крючок в третью петлю цепоч­ки, накидывают нитку и прота­скивают ее через петлю це­почки. Снова накидывают ра­бочую нитку и протаскивают ее через две петли и накид. находящиеся на крючке.

Для получения второго стол­бика снова делают накид на крючок, вводят его в следу­ющую петлю цепочки, прота­скивают через нее петлю из рабочей нитки и провязывают петли и накид так же, как в первом столбике.

Столбик с накидом

Крю­чок с последней петлей це­почки и накидом вводят в четвертую петлю цепочки, считая от крючка, и протаски­вают через нее петлю из рабо­чей нитки. Петли и накид, находящиеся на крючке, про­вязывают так: накинув рабо­чую нитку на крючок, прота­скивают ее через петлю и накид.

Затем, снова под­дев рабочую нитку, протаски­вают ее через две петли, на­ходящиеся на крючке. Второй столбик вяжут на следующей петле цепочки.

Столбик с накидом и од­ной воздушной петлей

Крю­чок с петлей и накидом вво­дят в пятую петлю цепочки, протаскивают через нее рабочую нитку и провязывают пет­ли и накид, находящиеся на крючке в такой последова­тельности. Сделав накид на крючок из рабочей нитки, про­вязывают одну (первую) пет­лю, находящуюся на крючке. Снова накидывают нитку на крючок и провязывают петлю и накид.

Еще раз накинув нитку на крючок, провязыва­ют последние две петли. На крючке остается одна петля. Сделав накид на крючок, его вводят в следующую петлю цепочки и выполняют второй столбик.

Столбик с двумя накида­ми

Связав цепочку, делают один за другим два накида на крючок, вводят его в пятую петлю цепочки и, накинув на него рабочую нитку, протаски­вают ее через петлю цепочки. Две петли и два накида, нахо­дящиеся на крючке, провязы­вают так. Сначала, накинув рабочую нитку на крючок, протаскивают ее через петлю и первый накид, находящиеся на крючке.

Затем накиды­вают рабочую нитку и прота­скивают ее через петлю и второй накид. Снова накинув нитку, протаскивают ее через две петли, оставшиеся на крючке.

Выполняя столбики с тре­мя и более накидами, дела­ют необходимое число накидов, а все петли, находящиеся на крючке, провязывают по­степенно, по две вместе.

Упражнения из столбиков и воздушных петель

Выпол­нив основные приемы вяза­ния, можно поупражняться в вязании несложных узоров, состоящих из столбиков и воз­душных петель. Используя два, три и более приемов вя­зания в одном узоре, можно получить разнообразные мо­тивы (фигуры) в виде лапок, ракушек, листиков, зубцов и др.

На рис. 11 даны условные обозначения столбиков и воз­душных петель. Для выполне­ния образца необходимо свя­зать цепочку из воздушных петель, которая будет слу­жить основанием для выпол­нения узора.

Рисунок 12: связав цепочку, выполните столбик без наки­да на шестой петле основа­ния (цепочки), затем—2 воз­душные петли и столбик без накида на третьей петле осно­вания, считая от первого стол­бика. Так свяжите до конца цепочки.

Рисунок 13: на пятой петле основания свяжите два столбика, шестую петлю пропусти­те, а на седьмой—снова 2 столбика, и так до конца цепочки.

Рисунок 14: на пятой петле цепочки свяжите 5 столбиков с накидом («ракушка»). Меж­ду ракушками пропускайте по 4 петли цепочки.

Рисунок 15: на пятой петле цепочки выполните 2 столби­ка с накидом, 2 воздушные петли и 2 столбика с накидом. Пропустите в основании одну петлю и свяжите столбик без накида. Снова пропустите од­ну петлю в цепочке м свяжите 2 столбика, 2 воздушные пет­ли и 2 столбика на .одной петле основания.

Рисунок 16: на одной петле основания свяжите 3 столби­ка с накидом, а между столби­ками—по одной воздушной петле («лапки»). Между лап­ками воздушную петлю не провязывайте: в основании пропускайте по 3 петли цепочки.

Рисунок 17: первый столбик с накидом выполните на пятой петле основания. Связав це­почку из двух воздушных пе­тель, выполните второй стол­бик с накидом на той же петле основания. Пропустите 2 пет­ли, а на третьей свяжите 2 столбика и воздушные петли между ними («рогатка»).

Рисунок 18: на третьей пет­ле цепочки свяжите столбик без накида, на четвер­той—полустолбик с накидом, на пятой—столбик с накидом, на шестой—столбик с двумя накидами, на седьмой—стол­бик с тремя накидами. Далее столбики выполните в обрат­ном порядке.

Рисунок 19: на третьей пет­ле цепочки свяжите первый столбик без накида, на второй петле—столбик без накида, 2 воздушные петли и второй столбик («полуколечко»). Про­пустив одну петлю в основа­нии, на второй свяжите снова один столбик, а на следующей петле—полуколечко. И. так до конца цепочки.

Рисунок 20: выполнив 2 столбика без накида на третьей и четвертой петлях основания, свяжите цепочку из трех воздушных петель. За­тем введите крючок в петлю последнего столбика (сверху) и под нитку петли, идущей от цепочки (справа налево), про­тащите под ними рабочую нит­ку (рис. 21).

Две петли, нахо­дящиеся на крючке, провяжи­те («колечко»). Свяжите 3 столбика без накида на трех петлях основания и колечко из трех воздушных петель.

© Татьяна Ивановна ЕРЕМЕНКО


1 звезда2 звезд3 звезд4 звезд5 звезд
(Еще не оценили)
24 ноября 2010