Рисунок всегда оказывается самым непосредственным и быстрым способом самовыражения художника. А станковый рисунок прекрасно подходит для оформления интерьера или любой дизайнерской вещи.

Рассматривая любое произведение — скульптуры, живописи, декоративного искусства, глядя на архитектурное сооружение, мы отмечаем их рисунок как границу формы, систему построения объемов, выражение архитектоники, конструкции. И в этом смысле мы можем утверждать, что рисунок — основа основ пространственных искусств; вот почему он служит ярким показателем общего профессионального уровня искусства своего времени. Кроме того, будучи особым родом изобразительного творчества, где простейшими материалами могут служить карандаш, перо и бумага, рисунок наиболее, может быть, непосредственно выявляет личность художника, его индивидуальность, его восприятие мира. В рисунке лаконично и остро выявляются самые разные стороны художественного сознания эпохи, ее идейно-эстетические устремления и поиски. Вместе с тем рисунок — это только часть, один из разделов графики как вида искусства.

Исследование состояния рисунка — тема огромная и неисчерпаемая, во всяком случае, в короткой статье, по своей монументальности эта задача вполне сравнима с попыткой сделать заказ Деда Мороза прямо под Новый Год. Да и количество произведений, которые должны быть привлечены к такому исследованию, заполнило бы не один альбом. Каждый тип рисунка может стать темой самостоятельного рассмотрения: набросок, рисунок-штудия, рисунок как подготовительная стадия в работе над картиной, скульптурой, гравюрой или монументальным произведением, рисунок журнальный, иллюстрация и, наконец, станковый рисунок — как завершенная самостоятельная форма художественного осмысления действительности.

По природе своей рисунок наиболее непосредственно выражает впечатления художника от натуры. Но одна лишь непосредственная и верная передача впечатлений — задача весьма ограниченная. Рисовать значит еще и думать с карандашом, значит — анализировать и обобщать увиденное, создавать не только наброски или прообразы будущих композиций в графике, живописи или скульптуре, но и совершенно самостоятельные произведения, законченные по мысли и по форме. Современный станковый рисунок несет в себе именно такие качества. Оставаясь глубоко личностным, по-своему индивидуализированным способом творчества, сохраняющим во всей конкретности мир тончайших переживаний и чувств, рисунок выходит на путь тех больших психологических обобщений и социальных открытий, которые характеризуют современное станковое искусство вообще. Более того, именно станковый рисунок часто оказывается той областью активных пластических поисков, где формируются принципиально важные качества общего художественного стиля времени.

Стремление размышлять, анализировать в рисунке, сосредоточиваться на наиболее острых жизненных явлениях порой приводит отнюдь не только графиков к постановке новых пластических задач.

Хотя основная масса рисунков сегодняшнего дня — это рисунки с натуры, главное в них — проникновение в суть предметов, поиски характерности в конкретной реальности, в конкретном мотиве, стремление понять и познать поэзию окружающего мира, поэзию и гармонию взаимоотношений человека и жизни. Задачи композиционного решения в натурном рисунке поставлены точно и определенно: видеть — компонуя, видеть — отбирая, видеть, а не смотреть и изображать, все, что попадает в поле зрения. Такой четкий отбор предмета определяет образную структуру современного рисунка.

Формирование станкового рисунка

Поиски нового содержания и новых средств выражения в рисунке первых послереволюционных лет связаны с особенностями и задачами агитационно-массовых форм искусства.

Особую страницу истории станкового рисунка представляют произведения, сохранившие непосредственные впечатления художников — участников Великой Отечественной войны, и большие тематические серии военных и послевоенных лет.

В 1950-е годы в графике большое место занял рисунок-«репортаж». Здесь имелись определенные художественные достижения. Парижские и американские рисунки В. Горяева, путевые зарисовки А. Кокорина по Голландии и Италии, альбомы О. Верейского из поездок по Сирии, Египту, Америке и многое другое — это очень точное, свободное виртуозное рисование. Острота наблюденности, сюжетная занимательность характеризуют его при большой строгости изобразительных средств. Но задача часто ограничивается тут лишь прямой фиксацией увиденного, удивившего художника. Едва ли не основной техникой в рисунке такого рода стал фломастер.

Интересно соотношение, какое сложилось в это время между рисунком и другими видами графики. Конец 50-х — начало 60-х годов в станковой графике мы можем условно назвать «временем эстампа». И не только потому, что потребность нашего общества в этом, едва ли не самом массовом виде искусства продиктовала его преимущественное развитие. В эстампе велись настойчивые поиски художественного обобщения, именно в нем наиболее остро и обоснованно выразилось стремление вернуть графике природную условность образного языка — лаконичность средств при строгой композиционной законченности— в противовес набросочности и этюдности. В эстампе графика обрела и новые возможности — монументальность форм, стройность и архитектоничность решений, новые пространственно-плоскостные открытия. Нельзя сказать, что повсеместное распространение эстампа повредило развитию станкового рисунка, тем не менее последний был как бы отодвинут на второй план множеством гравюр и литографий, портретных и пейзажных композиций, громогласно «заговоривших» на выставочных стендах сочным языком обобщенной линии и пятна. Однако издержки этого увлечения не замедлили сказаться. Снова появилась тяга к рисунку карандашом, пером или кистью, с мягкими эффектами штриховки, тонкой проработкой объемов, прорисовкой пространства, воздушной перспективы и глубины.

И если начало 1960-х годов было для искусства графики периодом накопления разнообразных впечатлений и выразительных возможностей, то последующее десятилетие стало временем осмысления найденного, углубления, обобщения в постановке образных и пластических проблем. Характерно, что сегодняшнее состояние станкового рисунка прямо соответствует тому, что происходит в станковой живописи, скульптуре и графике. В тематической картине, композиционной скульптуре и графической композиции наших дней все активнее становится образно-психологическое и сюжетное начало, выражаются конкретные чувства и переживания художника. Все большую определенность приобретают подчеркнутая конкретность сюжетного или пластического мотива, определенная замкнутость действия или состояния, особенно если речь идет о портрете, пейзаже или натюрморте. Подчиняясь этим общим чертам станковизма, рисунок сохраняет свою особую специфику, но она выступает во всей своей чистоте лишь тогда, когда наличие образно-пластической задачи требует своего решения именно в рисунке как единственно возможной в данном случае технике.

Портрет и пейзаж

Как проявление наиболее конкретного, непосредственно эмоционального взаимоотношения между художником и жизнью выступает портретный рисунок, где ярко выявляется психологическая связь художника с натурой. В этом смысле портрет, может быть, наиболее глубоко выражает специфику станкового рисунка. В нем как бы совпадают направленность образно-пластических поисков и специфика жанра.

Очень важно особо отметить значение творчества В. Фаворского. Мы имеем в виду, главным образом, его двойные карандашные портреты, интересные по пластической и композиционной задаче. Высокая графическая культура отличает и острые по психологической характеристике портреты П. Митурича. Профессиональное мастерство этих замечательных художников дало определенное направление развитию портретного жанра в современной графике. Сейчас в рамках всех станковых искусств интерес к портрету проявился с особенной очевидностью.

Сюжетное решение портрета претерпело существенные изменения: сюжет из действия превратился в состояние. Аксессуар, определявший действие, стал моментом, подчеркивающим содержание образа портретируемого. Экспрессия обрела другие формы, выражаясь не в движении, а в напряженности состояния, достигаемого средствами света, цвета, композиционными сопоставлениями объемов и масс. Пейзаж в портрете несет функции среды, психологически остро решенного пространства.

Углубляя психологические характеристики портретируемых, переводя портрет из чисто сюжетной в этическую или философскую категорию, усложняя приемы «общения» портретируемого со зрителем, художник формирует образно-пластическую систему портрета, выявляя и подчеркивая глубину образа.

Соприкасаясь с жанром портрета в своих главных посылках, станковый пейзаж в рисунке обладает и своими собственными образными свойствами. Главное из них — это стремление к философскому обобщению конкретных впечатлений. При конкретном анализе пейзажных рисунков легко убедиться, что эти проблемы ставятся и решаются на основе изображения сугубо конкретных мотивов и обстоятельств природы.

Найти мотив или сюжет для рисунка, даже если это рисунок с натуры или заказ Деда Мороза и Снегурочки,— задача отнюдь не механическая, а значит, и непростая. В самой большой степени это относится к натурному пейзажу. Элемент случайности здесь должен быть исключен. Рисование с натуры менее всего простое копирование. Это лишь начало большого творческого процесса. В натуре нет готовых картин, готовых рисунков, живых статуй. Художник отбирает то, что он считает передающим суть явления, и отвергает с его точки зрения случайное, лишнее, не отвечающее возникшему замыслу. В пейзажных рисунках для нас важен прежде всего аспект наиболее чутко воспринятого художником взаимоотношения человека и природы. Искусство не терпит безразличного любования красотами окружающего. Пейзажи окрашены человеческим присутствием. И личность художника, его эмоциональная настроенность присутствуют во всех пейзажных рисунках.

Можно говорить о некоторой созерцательности, присущей сегодня пейзажному рисунку. Она не означает, однако, бездумного взгляда на жизнь. Скорее это сосредоточенное вглядывание, наполненное любовью к родной природе и желанием передать свои чувства зрителю, заставить его увидеть, оценить красоту и исключительность существующего рядом, превратить обыденное в эстетическую ценность.

Жанровый станковый рисунок

У рисунка широкие тематические возможности. Мы знаем, что часто мотив или сюжет, которые не могут быть достаточным поводом для создания станковой картины, могут оказаться содержательными и абсолютно правомерными для жанрового станкового рисунка.

Сюжеты этих рисунков в большинстве своем просты, лиричны, вроде бы обыденны, как бы лишены активных примет времени. Но вместе с тем они воспринимаются абсолютно современно, пусть современность их заключена не в прямолинейном решении темы и не в бытовых деталях, а в содержании, в образной атмосфере произведений. Но пока жанровые композиции в рисунке занимают не столь значительное место, как бы того хотелось. Нельзя не считаться с тем, что сочинение сюжетного композиционного произведения в любом виде искусства — дело необычайной сложности. Что касается жанрового рисунка, то в сегодняшнем своем состоянии он подошел к решению самых серьезных идейно-художественных задач. Те накопления, которые сейчас есть в рисованном портрете и пейзаже, уже заключают в себе все предпосылки для будущего развития композиционного жанрового рисунка.

Натюрморт

В станковом рисунке свою специфику имеет и натюрморт. Рисованных натюрмортов немного, но их характер принципиально отличается от натюрмортов в живописи. В рисунке почти нет декоративных натюрмортов, натюрмортов-«постановок». Это вещи в интерьере, в природе, в их обычной сфере существования. Они как бы увидены в их повседневности.

Вместе с тем в рисованном натюрморте характеристика окружающего вещного мира определяется подчас острее, чем в живописном. Пластическая выразительность предмета выступает в формах более очищенных и философски определенных. Здесь как бы точнее и ярче выступает индивидуальная для каждого художника концепция искусства и концепция мира.

Новый аспект

Активное распространение в разных видах современного искусства получил своеобразный жанрово-тематический аспект, который невозможно с полным правом отнести ни к портрету, ни к бытовой композиции, ни к натюрморту. Он нашел свое выражение в темах «Художник и модель», «Автопортрет с моделью», «В мастерской художника». Тут художник обращается к зрителю с особенно доверительной интонацией, обнажая подчас свои самые сокровенные мысли о жизни и об искусстве. Образы композиций такого рода, как правило, глубоко прочувствованные.

Элемент автобиографичности, присущий искусству вообще (если понимать автобиографичность как сумму личных впечатлений художника от жизни, от окружающей среды), здесь находит свое наиболее яркое выражение. При том, что процессы, происходящие в современном станковом рисунке, обладают достаточно четко выявляемой общностью, это не только не снимает, а, наоборот, развивает и активизирует качество индивидуальности в творчестве каждого мастера.

Очень важно для художника найти свою тему в искусстве, выразить свой взгляд на мир, свое определенное видение. Именно оно отличает часто сходные по мотивам рисунки.

Сравнивая, таким образом, работы самых разных авторов, мы убеждаемся, что индивидуальность художника проявляется сегодня не столько в особенности формы, сколько в особенности личного восприятия действительности. Дело не в приверженности одного художника к портрету, другого — к пейзажу, третьего — к жанру. Дело в том, чтобы найти свое решение, свою точку зрения в любом виде и в любом жанре искусства. Это и диктует индивидуальную стилистику, поиск необходимой пластической выразительности, цветового решения, свое понимание пространства.

Выражение пространства

Сегодня для художников крайне важными стали способы выражения пространства. Подчас они становятся основным фактором, наиболее четко определяющим пластическую концепцию произведения. Отсюда поиски индивидуальных пространственно-пластических решений: мир жизни нужно превратить в мир полотна, в мир графического листа. Художникам свойственно сейчас стремление к сознательной организации пространства, то есть к созданию пространственных систем, соответствующих определенной художественной задаче.

В сегодняшнем рисунке мы видим и реальное, «материальное» пространство, где человек, являясь центром пространства, включается в него, окрашивая своим психологическим состоянием окружающую его среду. В других случаях художник не создает реального пространства, не рисует среды, окружающей предмет или человека, а, сосредоточивая свое внимание на предмете, как бы противопоставляет его пространству.

Перспектива

Художники пользуются всеми видами перспектив — линейной, обратной, сферической или любой другой, если она помогает созданию художественного образа. В одном случае, стремясь сохранить плоскость листа, художник упрощает объемы, в другом, наоборот, их выявляет. Это диктуется условностью решения пространства на плоскости. Часто современный художник, «строя» пространство, деформирует фигуры, объемы, смещает их во времени, вводит декоративный цвет, пользуется чистой поверхностью листа как пространством, добивается «цветности» в черно-белом изображении. Особый интерес у художников вызывает силуэт, эта определенная форма, позволяющая наиболее остро характеризовать и толковать пространство.

Современный станковый рисунок

Завершая краткий обзор станкового рисунка, хочется отметить следующее. Художники вновь открыли силу и прелесть рисунка, его пластические выразительные возможности в непосредственной передаче впечатлений от окружающего мира. Рисунок оказался формой, наиболее полно отвечающей задачам сегодняшнего искусства графики.

Таким образом, обращение художников к рисунку и более глубокое отношение к нему не случайно. Искусство ищет формы, способные передать сложное психологическое содержание художественного произведения; обращаясь к эмоциональному восприятию зрителя, художнику хочется передать поэзию повседневности, красоту родной природы, ценность человеческой личности. Рисунок оказался способным отвечать этой задаче.

Рисунок охватывает широкий круг образов и тем, и это выражается в большом разнообразии жанров. Рисунку в целом свойственны глубина и содержательность, большая образная выразительность и наблюденность. Современному рисунку свойственна мудрая отточенная простота, без манерности, излишнего эстетизма, стремления к пустому блеску и изысканности. Ему свойственны наиболее ясные способы выражения, а в связи с этим и наибольшая выразительность самой формы, за сдержанностью которой стоит и большой опыт, и большое истинное знание. Может быть, поэтому рисунок сегодня, пожалуй, наиболее традиционен по форме.

С другой стороны, владея всеми средствами выразительности, накопленными искусством за последние десятилетия не только в разных графических техниках, но и в живописи, например, художники ищут и новых выразительных возможностей в рисунке, находят их в соединении традиционности формы и нового содержания.

В сегодняшнем рисунке мы наблюдаем большой интерес к различным техникам и материалам, к цветовым решениям. Хотя средствами выражения в рисунке остаются линия, штрих, пятно, светотень, а также белый или цветной фон листа, а материалом карандаш (графит или цветной), уголь, тушь или различные мелки, это не приводит к однообразию. Художники пользуются в разных случаях и линейным, и контурным, и живописно-тональным рисунком, часто соединяя его с цветом, добиваясь наиболее точной и убедительной передачи пластической идеи.


1 звезда2 звезд3 звезд4 звезд5 звезд
(Еще не оценили)
6 сентября 2010